Что выбрать: а/б или многовариантное тестирование?
Вы уверены, что ваш сайт работает правильно? Вы используете его потенциал на 100%? Проверьте это. Проще всего это сделать с помощью а/б тестов или многовариантного тестирования. Оба варианта хороши так называемым «обратным эффектом» – вы в любой момент можете вернуть все обратно. Но разница между ними все же есть.
А/б, или сплит-тестирование
Вы создаете 2 и более версии страницы, тем самым разбивая трафик. Тест можно проводить, обладая любым количеством посетителей. А/б тестирование также подойдет, если у вас две разные идеи оформления страницы сайта. В таком случае оно покажет, какой дизайн привлекает пользователей больше.
Вот несколько примеров того, как специалисты «Оптимизм.ру» тестировали простейшие элементы для одного из клиентов.
Сплит-тест «Кнопка корзины в карте товара»:
Сплит-тест «Эффективность кнопок оформления в корзине»:
Система отлично подойдет новым или небольшим компаниям со скромным трафиком. Анализ делается легко и быстро, не требует многочасовых изучений и математических навыков. Можно протестировать сразу несколько изменений, наблюдая за перепадами конверсии и прочих параметров.
Также А/В тестирование хорошо применять при больших, радикальных изменениях – полное изменение исходной страницы, выставление двух различных пакетов услуг и т.п.
Многовариантное, или многоаспектное тестирование
Название метода говорит само за себя. Вы тестируете множество элементов на страницах одного сайта и наблюдаете, какие из них нравятся пользователям. Можно изменять отдельные элементы страницы, в целом сохраняя дизайн. Таким образом легко понять, чем конкретная страница привлекает посетителей, какие элементы работают или, наоборот, не работают. Удобный способ для совершенствования текущего дизайна.
Многоаспектное тестирование не подходит для новых сайтов или порталов с низким посещением – для точности итоговых показателей нужен большой трафик.
Раньше при многоаспектном тесте вебмастер должен был проанализировать большие объемы статистических данных:
- выбрать тестируемые элементы,
- создать все возможные сочетания из этих элементов,
- по очередности размещать эти сочетания на сайте,
- отслеживать результат вручную.
Лексика довольно сложная, поэтому приведем пример. У вас есть 2 варианта заголовков:
велосипеды из США (пусть это будет заголовок А1)
и
дешевые велосипеды из США (заголовок А2)
а также два варианта цвета текста под этим заголовком:
текст черного цвета (B1)
и
текст серого цвета (B2)
Вы хотите протестировать, в каком случае эти элементы в сочетании друг с другом увеличивают время нахождения пользователя на странице. Возможные блоки:
А1 и B1
A1 и B2
A2 и B1
A2 и B2
В сумме – 4 возможных сочетания. Но довольно часто приходится тестировать большее количество элементов. Например, три показателя, каждый в двух версиях, дают уже восемь сочетаний. Четыре, тоже в двух версиях – шестнадцать сочетаний, и т.д.
Раньше результаты подобных сочетаний отслеживали и изучали вручную. Сегодня существуют веб-сервисы, которые сделают основную аналитическую работу за вас. О них мы расскажем в одной из публикаций блога.
Теги публикации: аналитика, полезные советы
Такой подход позволяет увеличить спрос и снизить стоимость каждого клиента
Оптимизация сайта под максимально широкий пул ключевых запросов
Вид поискового продвижения, при котором оплата производится за целевые действия