Что такое «SEO-криминалистика», или Как восстановиться после штрафа Google

Что такое «SEO-криминалистика», или Как восстановиться после штрафа Google

Надежда Светлова
Надежда Светлова Ведущий специалист
23.07.2014 в 17:00

«Оптимизм.ру: что такое SEO-криминалистика», или Как восстановиться после штрафа Google

Если вы не знакомы с термином «forensic SEO» (вольный перевод — «SEO-криминалистика»), это хорошо. Значит, ваш сайт никогда не попадал под санкции Google. Между тем растёт число сайтов, которые Google наказал за попытки доминировать на странице выдачи любыми методами и любой ценой. Сначала сайт страдает от внезапного удара по показателям и серьёзного падения трафика. Затем медленно и неуклонно падает в выдаче. Чтобы выйти из этой ситуации, нужно быстро и уверенно реагировать на действия поисковика.

Становится понятно, почему термин «SEO-криминалистика» так широко используется среди специалистов, занимающихся технической стороной поисковой оптимизации. Это сложная работа, не гарантирующая решение проблемы без потерь, где каждая улика становится незаменимой частью паззла по восстановлению позиций.

Все подсказки — в ссылочном профиле

Когда в апреле 2012 года Google объявил о штрафных санкциях «Пингвина» (Penguin), тысячи сайтов получили уведомления о «неестественном профиле обратных ссылок» и были удалены из выдачи. Дело было не столько в низком качестве ссылок, приходящих из плохого окружения, сколько в переоптимизации — сайты были наказаны за искусственное наращивание ссылочной массы. Причём «вредоносными» стали обычные обратные ссылки с точными анкорами. Google не дал никаких указаний, советов и помощи: «вы сами устроили этот беспорядок, сами и выпутывайтесь». Здесь и нужна SEO- криминалистика.

Задача №1. Понять сценарий

Есть несколько сценариев, из которых очевидно следует, что «гражданин сайт заявился в город и закупил слишком много ссылок, переоптимизировался до потери ориентации, за что и получил удар тяжёлым предметом, то есть штрафом». Такие ситуации часто возникали в первые дни работы «Пингвина». Было довольно просто выявить «нехорошие» ссылки, чтобы принять меры. Во многих случаях выработка «исправительной» стратегии была делом нескольких минут.

Но когда «Пингвин» оперился и стал агрессивнее, обстановка усложнилась: теперь нет однозначно «чёрных» или «белых» ситуаций — есть тысячи оттенков серого. Аналитика поднялась на новый уровень сложности. И, естественно, требует больше ресурсов и навыков, чтобы решить задачу и восстановить сайт после штрафа.

Задача №2. Собрать улики

Если вы не получили уведомление о «ручном» штрафе за спам, то он будет заметен в незначительном, но постоянно снижении трафика без видимых причин. Закупленные ключевики будут ускользать с первой страницы выдачи, и вы начнёте волноваться, задаваясь вопросом «Почему?».

«SEO-дознание» начинается с того, чтобы засечь проблему в зародыше и проверить весь ссылочный профиль сайта. Проверены будут не только недавние, но и вся история обратных ссылок, потому что прошлое — это неотъемлемая часть настоящего.

«Вредоносность» ссылок определяется не только их качеством (с какого сайта они поступили), но и их природой. Если не похоже, что ссылка появилась естественно и с трастового сайта, она вполне может оказаться «токсичной». Работа по поиску ссылок, которые могли привести к штрафу, долгая и трудоёмкая.

Во многих случаях ссылки с неестественными анкорами приходят из некачественного окружения — неавторитетных сайтов, сайтов с плохой репутацией. Эти ссылки можно выявить и сгруппировать с помощью усовершенствованного профиля обратных ссылок от MajesticSEO. Недавнее внедрение Тематического потока доверия (подробнее о Тематическом потоке читайте в нашей публикации «Новинка от MajesticSEO — автоматическое определение тематики ссылок») позволяет SEO-аналитику группировать ссылки по показателям доверия (Trust Flow), цитирования (Citation Flow) и тематики (Topical Trust). Например, в «токсичности» можно в первую очередь подозревать ссылки, поступающие с сайтов, которые не подходят по теме.

Задача №3. Провести чистку

Это самый сложный и долгий этап, который может занять не один месяц. Как только составлен список «подозреваемых» — ссылок, которые подорвали ваши показатели — их нужно уничтожить.

Увы, проще сказать, чем сделать.

Недобросовестные веб-мастера, которым вы когда-то заплатили за размещение обратной ссылки, теперь требуют денег за удаление этой самой ссылки. И вам ещё повезёт, если кто-то на том конце вообще вам ответит на просьбу удалить ссылку. В большинстве случаев вы не получите ответ: по ту сторону интернета — бесчисленное количество сайтов, за которыми никто не следит. Но отправка писем на все сайты, на которых висят «токсичные» ссылки — это обязательный этап в процессе чистки вашего ссылочного профиля. Особенно нужно это сделать, если ваш сайт пострадал от асессорских штрафных санкций — вам потребуются доказательства, чтобы объяснить вашу ситуацию и потребовать отмены штрафных санкций. Ваши запросы на удаление ссылок станут таким свидетельством.

Если штраф оказался автоматическим (алгоритмическим), запросы на удаление ссылок можно не отправлять, хотя мы всё равно рекомендуем заняться этим и попытаться связаться с сайтами, чтобы убрать некачественные ссылки.

Задача №4. Почистить кэш

Прошлое — важная часть настоящего. Полезно вернуться назад и основательно почистить свой профиль обратных ссылок. У каждого сайта есть свой «план проверок»: чем выше популярность и посещаемость, тем чаще будут заглядывать поисковые роботы. В конечном счёте боты просто «поселятся» на вашем сайте в ожидании обновлений. Чтобы увидеть, насколько ваш сайт важен для Google, откройте кэшированную копию и проверьте таймстамп, т.е. дату последнего визита поисковых роботов. Это очень важный сигнал — он показывает, как Google относится к вашему сайту. Чем свежее таймстамп, тем лучше.

В большинстве случаев на сайте мало «просканированных» страниц, и иногда страницы месяцами остаются непересмотренными. Когда такое случается, есть вероятность, что Google до сих пор видит на сайте страницу с вредоносной ссылкой (даже если она удалена). Это непростая ситуация. В идеале страница должна быть удалена вместе с «токсичной» ссылкой. Лучше всего, если веб-мастер физически удалит страницу из индекса поисковой системы с помощью инструмента «Remove URL» из сервисов Google Webmaster.

Результат криминалистической SEO-работы

К сожалению, восстановление после санкций «Пингвина» оставит сайт без обратных ссылок, которые поддерживали его показатели. До того, как сайт попал под штраф, ссылки работали хорошо. После того, как их вычистили, рейтинг сайта падает, и дефицит ссылок вызывает естественные потери в позициях.

Получается, что выстраивать обратные ссылки, что не выстраивать — всё одно плохо.

Квалифицированный SEO-аудит и удаление ссылок оставит сайт с чистым ссылочным профилем, с которым вы сможете выстроить новые ссылки и вернуть утраченные позиции. Другими словами, чистка после штрафа Penguin поможет снять санкции, но не гарантирует, что ваш рейтинг вернётся на прежний уровень. Нужно иметь это в виду, прежде чем браться за удаление ссылок. В исключительных ситуациях проще начать всё с начала, чем вычищать ссылки. Это серьёзный вопрос, потому повторимся: вам нужен специалист, который даст совет и объяснит весь процесс, чтобы вы могли принять обоснованное решение. Как и всё остальное в нашей жизни, здесь нет одного чёткого ответа — всегда есть несколько «за» и «против», и решение за вами.

Если вы уже приняли такое решение — пообщайтесь с профессиональным веб-аналитиком, отправив нам заявку, отметив чекбокс «Веб-аналитика»

Заключение

Разбирательства со штрафом Рenguin — дело непростое, дорогостоящее и небыстрое. Если вы пользовались сомнительными методами в построении ссылок и получили штраф (ручной или автоматический), восстановиться может быть очень тяжело. В более счастливых случаях «выздоровлеть» можно уже через несколько недель, и потребуется ещё дней 10, чтобы окрепнуть и восстановить рейтинги.

В более сложных ситуациях, когда ссылочный профиль не отличается высоким качеством, анализ и идентификация «токсичных» ссылок потребует много времени и усилий. Но это разумная цена, чтобы снова вернуть сайт на первые страницы выдачи. И снова напоминаем, что чистка от вредоносных ссылок не означает автоматическое и/или полное восстановление исходных показателей.

 

Текст подготовлен по публикации: «What Is Forensic SEO?» (англ.)

Теги публикации: аналитика

Вашему бизнесу нужны клиенты? Внедряем системы привлечения клиентов для вашей ниши
Подпишитесь на рассылку
В рассылке мы делаем подборку новостей по диджитал и пишем статьи про разработку
Похожие статьи
Показать ещё
Хотите узнать, как сделать сайт лучше и прибыльнее?
Наша глубокая аналитика вам в этом поможет
Оптимизм.ру Настрой на результат!