Cемь смертных грехов веб-аналитика
Рынок веб-аналитики активно формируется в России. Постепенно все больше и больше специалистов из других областей интернет-маркетинга переходят на сторону аналитики, начиная использовать в своей ежедневной практике средства интернет-статистики, оценивая и улучшая работу своих проектов. Однако официальных стандартов в данной области пока не существует, поэтому каждый в своей работе ориентируется на собственный опыт и те небольшие крупицы информации, которые удается получить от коллег или из книг.
По мотивам расхождений в понимании значений цифр и использовании метрик, хочу представить вам семь смертных грехов, которые частенько водятся за веб-аналитиками в Рунете.
1.Гордость
Для веб-аналитика гордость – это слепое поклонение стандартным метрикам, особенно метрикам посещаемости как основе анализа эффективности работы сайта. Этот грех уже известен многим. Как часто можно услышать фразу: «На моем сайте в сутки бывает 500 уникальных пользователей, я потратил деньги не зря, мой сайт работает на меня». Чтобы не впасть в гордыню, всегда нужно помнить о том, что для аналитика важны не столько сами метрики, сколько результаты работы проекта, которые очень редко выражаются в такой величине, как посещаемость.
2. Жадность
Для многих метрикой номер один становится показатель конверсии, ведь коэффициент конверсии отражает реальную прибыль – настоящие деньги, которые приходят в проект благодаря сайту. Однако часто в системах сбора статистики за конверсию принимается и настраивается все что угодно: просмотр страницы с контактами, проведенное время на сайте (к примеру, больше двух минут), переход в раздел с популярным товаром, просмотр больше пяти страниц за посещение. Но отражают ли цели, которые настроили аналитики, реальную конверсию? Для того чтобы это проверить, нужно просто попробовать перевести достижение цели в деньги. Если вы знаете, что посетитель, проведя больше пяти минут на вашем одностраничном промо-сайте, скорее всего, запишется на ваши курсы и принесет вам, предположим, 100 рублей чистой прибыли, то – да, это можно считать конверсией. А вот просмотр пяти страниц на сайте-каталоге мелких китайских товаров всех мастей и сортов с более чем 20000-ми позиций – это не конверсия, это просто ничего не значащая цифра.
3. Блуд
Блуд веб-аналитика – это использование в своей работе большого количества систем сбора статистики. С двумя системами еще можно как-то ужиться, если четко понимать, по каким алгоритмам они собирают свои цифры. А вот использование трех и более однотипных систем может повлечь за собой много сложностей и неприятностей. Во-первых, они будут показывать разные данные, иногда с погрешностью более чем в 30%, во вторых, они будут по-разному называть одни и те же показатели, а одинаковые по своему названию метрики из-за технических особенностей могут давать совершенно разные данные. Также есть риск начать использовать данные разных систем в угоду себе, выбирая наиболее удачные цифры и подгоняя их под общую статистику.
4. Зависть
Зависть веб-аналитика – это сравнение своего сайта со средними показателями в отрасли, чаще всего в отрасли зарубежной. Попытки сравнить свой небольшой интернет-магазин с другими магазинами обычно не приводят ни к чему хорошему, особенно учитывая то, что в Рунете сделать подобное сравнение все еще очень сложно, а соревноваться с коллегами из-за рубежа из-за разницы в развитии интернет-среды еще сложнее, и, скорее всего, такое соревнование может привести вас к длительной депрессии и нервному срыву.
5. Чревоугодие
Для аналитика чревоугодие – это злоупотребление цифрами в отчетах. Веб-аналитики, словно голодные дети, старающиеся наестся шоколадок впрок, пытаются вставить как можно больше цифр и данных в свои отчеты. Эти цифры, огромные таблицы, бесконечные графики никому не нужны, потому что никто ничего и никогда в них не поймет, максимум вежливо покивает головой и забудет. Настоящее мастерство аналитика – это из сотен таблиц и строк собрать две простые диаграммы, которые ответят на основной вопрос, раскроют главную проблему отчета и будут понятны человеку, не слишком сведущему в статистике, интернете и терминологии.
6. Гнев
Гнев аналитика – это, в прямом смысле, гнев на своих коллег, которые передают вам проект с цифрами и настройками, которые вы не можете понять; на разработчиков систем статистики, которые не описали подробно все свои внутренние алгоритмы обработки данных; на людей, с которыми вы работаете и которые никак не поймут, о чем вы пишете в своих отчетах. Не гневайтесь, им тоже было сложно. И всегда оставляйте сопроводительные документы после того, как сами перенастроили систему или ввели новую формулу расчета ключевых показателей эффективности.
7. Уныние
Уныние веб-аналитика заключается в том, что рано или поздно приходит понимание, что идеальных цифр не добиться никогда. И руки опускаются, и заниматься любимым делом не хочется. От уныния может спасти только углубленное изучение технических особенностей сбора информации, которое позволит максимально разобраться, как и откуда системы берут свои цифры и показатели, плюс это довольно увлекательное занятие – копаться в почти нечитаемых справках, разыскивая хоть крупицу информации, которая поможет объяснить цифры и метрики.
Вот такие вот грешки – небольшие, но порой играющие ключевую роль в принятии решений о дальнейших работах над проектами, водятся за веб-аналитиками и за теми, кто в своей ежедневной работе сталкивается с различными метриками и цифрами. За такие грехи вас, конечно, не отправят в выдуманный ад для аналитиков, но они порой существенно портят жизнь и осложняют работу.
Будьте внимательны к своим показателям и не грешите!
Теги публикации: Юмор
Такой подход позволяет увеличить спрос и снизить стоимость каждого клиента
Оптимизация сайта под максимально широкий пул ключевых запросов
Вид поискового продвижения, при котором оплата производится за целевые действия